Библиотека
Публикации Наджафа Аллахвердиева

Умение говорить – это визитная карточка человека

«Человек, который не умеет говорить, не может сделать себе карьеру»

Наполеон

 

«Заговори, чтобы я увидел тебя»

                                                                                         Сократ

 Со времен зарождения цивилизации, речь играла огромную роль для человечества. Речь фактически стала  основным инструментом для общения между людьми. Была тем самым мостиком посредством которого мысли ,  чаяния предавались от одного человека другому,  от одного человека обществу в целом, и являлась средством коммуникации в обществе. Эта исключительная роль речи очень актуальна и по сей день в наши дни. Поэтому практически во все времена было очень востребованы люди , которые красиво говорили, понятно и доходчиво излагали свои мысли. Не случайно  считается, что  человек, произносящий, красивую речь владеет ораторским искусством  и поэтому ещё в древние времена  появились школы, обучающие этому  мастерству, а мастерство постепенно превратилось в науку.

     Значение ораторского мастерства очень велико,  в построении взаимоотношений с людьми  в обществе, в семье, в кругу друзей, в школе, в университете, на работе и в карьере. Еще Наполеон говорил: «Человек, который не умеет говорить, не может сделать себе карьеру». Как сказано в знаменитой поговорке человека встречают по одежке, а провожают по уму. А основной инструмент, которым человек демонстрирует свой ум, естественно является его речь. Умение говорить – это визитная карточка человека. Когда человек говорит, хочет он того или нет, он раскрывает свою суть.  

       Так  Сократ однажды сказал, молчавшему  перед ним молодому человеку: «Заговори, чтобы я увидел тебя».

     Важность умения говорить само по себе не нуждается в доказательствах. Но как бы это, ни было странно, многие люди стесняются, и даже я бы сказал, боятся говорить перед обществом.

     У всех людей имеются какие-либо страхи и фобии. Эти фобии рождают в людях различные стрессы и комплексы.     

   Психологи провели исследование на тему: «чего боятся люди  больше всего?» и пришли к интересному открытию.  Исследование, проводимое среди людей на тему их страхов, привело к неожиданным результатам. Людям, участвующим в исследовании был дан список. В этом списке были указаны множество факторов, вызывающих страх. Начиная от страха смерти и до боязни мышей; от страха высоты и до боязни пауков., от боязни высоты до боязни закрытого помещения.

   Как и ожидалось, 1-е место занял страх перед смертью и это естественно. Второе место среди страхов, как бы это ни было странно, и неожиданно занял страх перед аудиторией, страх выступления перед группой людей.

        И вправду с увеличением количества аудитории, человек начинает терять полученные с детства навыки общения. Его бросает то в дрожь, то в жар, он начинает запинаться, колени начинают трястись, а руки, которые ему все время помогали, начинают ему мешать. Человек готов сделать все, но только не выступить перед аудиторией. Некоторые пытаются побороть этот страх своими силами.  Существует множество книг и статей, которые пытаются передать методы по избавлению от этого страха. Но также как и плавание, трудно и невозможно изучить по книгам, так и снять этот страх только чтением книг и статей, посвященных избавлению от фобий и страхов очень сложно. 

Возникает словно замкнутый круг. Ничего невозможно изменить считают пессимисты и  детерминисты.

     И что же тогда делать? Действительно  ли все так плохо. Каким же образом избавиться от этого страха?

     На самом деле в гносеологии этого страха стоят и психологические и физиологические факторы. Среди психологических факторов основным является вера в себя. С точки зрения развития человека у этого фактора очень большое влияние. Так, в одной из знаменитых транснациональных компаний, владельцы компании наблюдали очень вялое, пассивное  отношение к работе со стороны некоторых работников. Речь шла вовсе не о том, что эти работники плохо работали, наоборот эта группа работников вовремя приходила на работу и полностью выполняла возложенные на них обязанности. Но была и другая группа людей, которая помимо того, что выполняла свои обязанности, была также креативной, у нее был очень творческий подход к работе. Владельцы компании пригласили группу ученых состоящих из психологов и социологов и дали им задание выяснить: «почему большинство сотрудников компании не креативны, а с другой стороны только небольшая группа людей являются креативными. Интересно, почему работники делятся на 2 группы? Какие факторы оказывают на это влияние? Причина в разнице заработной платы, или какой-то региональный фактор, или статус в семье, или знание языков и т.д.? Ученые проводят масштабное изучение и стараются оценить каждый фактор и причину. И наконец, приходят к очень неожиданному результату – представьте разница в креативных и некреативных людях в том, что в отличие от некреативных людей, креативные верят в то, что они креативны. Только один этот фактор достаточен, чтобы человек стал креативным. На следующем этапе исследования владельцы компании пожелали у ученых сделать 10 некреативных работников – креативными. Ученые также с легкостью справились и с этим заданием. Таким образом, для группы из 10человек проводится тренинг, их вера в свои возможности восстанавливается и наконец, эти 10 человек превращаются в креативных.

     Этот эксперимент также открыто заявляет о силе веры в свои возможности. В одном из американских университетов был проведен следующий эксперимент. Был создан специальный класс и для учителей этого класса, было объявлено, что они являются лучшими в штате. И что ученики этого класса также являются избранными. Через год должна была быть проверена успеваемость этих учеников. Таким образом, проходит год, и ученики сдают экзамен. Их оценки оказываются достаточно высокими. Ученые, проводившие экзамен в конце снова собирают этих учителей и раскрывают им интересный факт, что они вовсе не являлись лучшими в штате, что все они были выбраны случайно. И что ученики этого класса также не являются лучшими и были выбраны случаем, среди них были как успевающие, так и отстающие.

 Приведу еще  один пример веры в свои возможности в жизни человека. В одной из африканских племен, далеких от цивилизации, двое ученых живут  с аборигенами. Они изучали быт и мировоззрение этого племени. Становится ясно, что по поверью этого племени мир заканчивается на границе, с рекой протекающей неподалеку от этой местности и что дальше этой реки нечего не существует.

В один день ученые с группой аборигенов приходят к этой реке. Один из ученых переплывает на другой берег реки. И наблюдается очень интересная картина. Ученый, оставшийся с аборигенами, видит второго ученого на другом береге реки и машет ему рукой, но другие аборигены смотрят на него с удивлением, потому что не видят ученого на другом береге и это было связано не с их зрением, а с их верой.

Фактически у большинства  из нас  есть своего рода река, своего рода изгородь, своего рода  препоны, преграды,  которые мешают нам раскрыть свои возможности. И каждому предстоит убить внутри себя свои страхи и фобии.

Для раскрытия феномена веры в себя мы также хотели бы привести в пример формулу знаменитого психолога Брейна Трейси.

                                            В ( Т+ О ) = У

Вера в себя и свои силы, ожидание от себя – В.

Врожденный талант, гены – Т.

Образование, опыт, знания – О.

Успех, Удача – У.

 

  Как видно по формуле эти три фактора влияют на результаты – успеху. И если природный талант равен 50 и, если прибавить к нему равный 50 образование и опыт получится 100. Но, если уверенность и вера в себя будут равны нулю, то и результат будет равен 0. Потому что, как бы мы не умножили 0, результат равен нулю.

В=0

Т=50

О=50

0x( 50+50 )=0

   На этом примере как важный фактор очень ясно показана вера в себя. С другой стороны выявляются важность знаний и опыта человека. Эта формула показывает, что человек понадеявшись только на себя, не прикладывая усилий и труда, не получая образования, не приобретая опыта, не добьется успеха. Слепая вера без труда тоже не приводит ни к чему.

В=10000000

Т=0

О=0

100000000x( 0+0 )= 0

Тут очевидно, что актуальная на сегодняшний день концепция моего «Я» и проецирование себя в будущем на определенном уровне, т.е. психологические факторы недостаточны. Конечно же эти факторы имеют немаловажное значение, информируют нас о нашей конечной цели и миссии, но к этому будущему надо активно двигаться, надо стремится. 

   Что касается физиологических основ фактора страха, здесь мы видим совершенно адекватную реакцию на фактор, раздражающий человеческий организм. Т.е. еще с древних времен у человека, сталкивающегося с каким либо страхом, появлялся внутренний сигнал тревоги. В результате этого сигнала надпочечники выделяет адреналин. Сам по себе этот процесс служит для мобилизации человека, приобретения  энергии. Выполняет вспомогательную функцию в борьбе против тревоги. Во время охоты, подвергаясь нападению какого-либо животного, этот фактор становится положительным. Набравшись в результате стресса адреналин, используется для физической нагрузки.

   Перед выступлением на собрании в человеческом организме происходит тоже самое. Тревога приводит к естественной реакции организма, выделению адреналина в кровь. Но в отличии от тревоги имеющей физические предпосылки адреналин во время выступления не используется.  Неиспользуемый адреналин, начинает наносить вред. Конечно, в определенной мере наличие этого адреналина вспомогательный фактор, консолидирует силы организма, повышает чувство ответственности. Однако наличие в крови большого количества этого вещества оказывает, противоположный эффект. Вместо прекрасного выступления, кое-как сказав несколько слов, словно избегая пыток, заставляет вернуться на место.

    Так или иначе, возвращаясь к нашей теме, связанной с умением говорить, становится ясно, чтобы говорить, говорить красиво, говорить без страха – надо говорить. С другой стороны фактор страха препятствует этому. Надо говорить, чтобы побороть страх, он же не дает говорить. К сожалению, теоретические познания и знания генеалогии фактора страха хоть и частично помогают, в конечном итоге малоэффективны. Как было сказано выше, чтобы научится говорить, надо говорить, Так же как чтобы научиться плавать нужно плавать, чтобы   научится  водить велосипед, нужно его водить . Человек может прочитать множество книг, найти много методик из интернета, получить большое количество советов по вождению велосипеда. Но ничего ему не поможет, пока он не поедет, возможно, упадет и в итоге научится. Но что получится, когда проводишь параллель между этим случаем и ораторским мастерством? Ведь  в отличии от падения на велосипеде  человек, «упавший» во время публичного выступления получает травмы куда более болезненные и поэтому боязнь не уменьшается… Что делать?!

 Как мы уже сказали, чтобы научится плавать - надо плавать. Чтобы научится водить велосипед – надо его водить,  чтобы научится говорить - надо говорить. Получается замкнутый круг: с одной стороны надо говорить – с другой боишься говорить. Другой путь – тренинги. Во время тренингов человек вынужден говорить речь в различных игровых формах. Допущенные во время выступлений ошибки и неточности, хотя и не имеют значения с точки зрения обучения, но являются очень значимыми. Это как забрасывание баскетбольных мячей в корзину. С одной стороны каждый не заброшенный мяч указывает на проделанные ошибки и служит для более точных бросков в будущем, но с другой стороны не оказывает влияния на результат игры. Одна из основных характеристик тренингов – это то, что они состоят из огромного количества выступлений. Здесь раскрывается важность тренингов по риторике  ораторскому мастерству. Во время тренинга наряду с отработкой разговорной техники и речевых параметров, участники должны много выступать в игровой форме. Выступать, выступать еще раз выступать, вот призыв наших тренингов. Ибо выступая мы избавляемся от страха и накапливаем опыт так нужный нам, но то что эти выступления проводятся в игровой форме амортизирует эффект падения. Все происходит  словно в игре, а подсознание все воспринимает всерьёз и накапливает при этом столь важный опыт и нужные навыки. Теории на тренинге всего 20%. Остальное время 80% занимает практика, игры и выступления.

Наши тренинги основываются на технологии Московского Университета Риторики и Ораторского Мастерства. Эта методика была создана и ныне используется Сергеем  Шипуновым - руководителем и ведущим тренером "Университета Риторики и Ораторского Мастерства

Плюс ко всему на наших тренингах,  используются две методики: 1) учась – учись. 2) обучение вне зоны комфорта.

  Первая построена на методе «учась - учись». Наверно многие сталкивались с этим феноменом: когда кого-то учишь чему-либо, то сам узнаешь много нового, укрепляешь свои знания и раскрываешь свои ошибки.

Этот феномен широко используется на тренинге. Во первых участники получают понятие о различных параметрах во время тренинга и давая друг другу ценные советы создают обратную связь.

 

Таким образом параллельно с частыми выступлениями у участников есть возможность оценить друг друга, выявлять свои и чужие сильные и слабые стороны, тем самым перенимать лучшие и изживать плохое из своих выступлений. Посему на  тренинге работа над собой не останавливается не на миг.

Вторая методика основывается на тренировке вне зоны комфорта.

У каждого человека есть зона комфорта, в которой он живет. И в этой атмосфере он чувствует себя хорошо и свободно. В этой зоне человек ничему не учится, ведет обычный образ жизни. 

Выходя из зоны комфорта, человек начинает развиваться. Применяемый на тренинге метод выведения из зоны комфорта выводит участников в зону развития, к которой они должны привыкнуть и которая становится для них школой.

Тренинг словно  превращается в тяжелую спортивную тренировку. Здесь участники попадают в ситуации далекие от реальных и наряду с этим принимают тяжелые нагрузки. Груз за грузом, нагрузка за нагрузкой,  но в игровой форме…Тренинг завершается  груз убирается, и участник тренинг возвращается в обычную жизнь. Но он уже не тот человек, что прежде. И если он начинает претворять приемы тренинга в жизни у него не остается никаких преград.  

Таким образом благодаря обучению  можно перебороть страх внутри себя а также  развить в себе умения публичного выступления, красиво говорить, понятно и доходчиво излагать свои мысли, словом стать настоящим оратором! Приглашаем  Всех на наши тренинги!

 

Статья подготовлена лицензиатом Наджафом Аллахвердиевым,  руководителем Тренинг-центра Карнегиклуб, г.  Баку

Расписание университета
2007 — 2024
Университет риторики
и ораторского мастерства
+7 (495) 543-81-48

Dengan menggunakan situs ini saya menyetujui ketentuan penggunaan situs dan kebijakan privasi data