Библиотека
Публикации Ирины Киндяшовой

Давай поговорим

№ 24 от 12 февраля 2011 года  

Участники моих тренингов и консультаций часто затрагивают тему общения взрослых с детьми и подростками. Попытки разобраться в этом вопросе порождают горячие споры о том,  что есть правильно, а что нет.

            Мне, как и многим родителям то и дело приходится слышать совет: «Надо больше уделять внимания своему ребенку! Надо больше общаться с ребенком». Разве с этим поспоришь? Но повседневные заботы поглощают наше время и силы, оставляя в душе постоянно растущее чувство вины. Мы обещаем себе и чаду поговорить вечером, поиграть в выходные, побыть вместе в отпуске и не всегда выполняем свои обещания. А иногда, что еще хуже, ссоримся с детьми  в те редкие и краткие моменты общения. И однажды обнаруживаем, что взаимное непонимание перешло в формальное общение, а затем и в формальные отношения.

Замечательно, когда в семье принято ходить в кино, театр или кафе. Индустрия развлечений предлагает множество вариантов потратить деньги. Но в процессе такого совместного отдыха мы почти не разговариваем с детьми. Зачем? И так весело и приятно. Активный отдых необходим, но  он не заменит ребенку разговор по душам с самыми близкими людьми. Заметьте, абсолютно бесплатно.

Получается, дело не столько в количестве времени, проводимом вместе с ребенком (хотя это тоже важно), сколько в качестве общения. А качество общения напрямую зависит от того, что и как мы говорим.

            Представим ситуацию: вы приходите вечером с работы и застаете  вашего ребенка грустным из-за неожиданно низких результатов за четверть. Он расстроен, разочарован и обижен на весь мир. Как вы себя поведете? Что вы ему скажете?

            Обычно мы реагируем, примерно так:

Отрицание чувств

- не стоит так расстраиваться. Это не смертельно. Ничего страшного не произошло.

Совет

- надо было раньше думать.  Надо все делать вовремя. Скажи, спасибо, что так!

Расстрел вопросами

- ты не пытался исправить ситуацию? Ты мне врал? Что ты  собираешься теперь делать?

Защита другой стороны

- сам виноват. Ты поставь себя на место учителя.  Вас много, а он один.

Жалость

- бедненький! Картина успеваемости испорчена. Такая жалость!

            Знакомо? А теперь вспомните себя в детстве и представьте, что такая история произошла с вами. Какая из перечисленных фраз поможет вам успокоиться? Ни одна. Сидеть  с ребенком на одном диване и «быть рядом» – разные вещи.

            Часто мы торопимся выразить свое отношение, как будто боимся, что нам не дадут возможности высказаться. При этом рискуем причинить еще большую боль и отдалить от себя любимое чадо. Предлагаю, пойти другим путем. Навстречу!

Сначала внимательно выслушайте ребенка, не перебивая (пожалуй, самый сложный этап). Во время разговора смотрите на ребенка, вникните в его переживания.

Затем спокойно назовите  его чувства: «Тебе обидно. Ты очень зол. Тебе не хочется заниматься». Не спешите   давать оценку или совет, удержитесь от соблазна задать вопрос. Просто сердцем примите все чувства вашего ребенка и опишите их словами. Это поможет ему почувствовать себя понятым и принятым вами всерьез. Он поймет, что испытывать подобные чувства – это нормально. Вы удивитесь, как быстро он успокоится, станет увереннее  и сам начнет придумывать варианты решения проблемы. Дети способны помочь себе сами, если мы готовы их выслушать и искренне принять.

Сегодня в книжных магазинах появился выбор литературы на тему общения. На мой взгляд, книга А.Фабер и Э.Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили» окажется наиболее полезной как для родителей, так и для педагогов.

Общайтесь с удовольствием! Будьте рядом!

 

Автор статьи: Ирина Киндяшова – тренер по эффективной коммуникации, руководитель «Центра управления развитием бизнеса» ООО «ПрофБухУчет» www.p-b-u.ru

Расписание университета
2007 — 2024
Университет риторики
и ораторского мастерства
+7 (495) 543-81-48

Dengan menggunakan situs ini saya menyetujui ketentuan penggunaan situs dan kebijakan privasi data