Библиотека
Публикации Бокенбая Хайруллина

Они выражались за родину

Статья опубликована в Online-журнале «Фокус»

Казахстанские тренеры по ораторскому искусству предлагают обучать госслужащих мастерству публичных выступлений.

Если вспомнить безусловное правило, гласящее, что политик — это прежде всего отличный оратор, то получится, что политиков у нас почти нет, говорят профессиональные «ток-коучеры». Курсы ораторского мастерства активно набирают популярность среди бизнесменов — в то время как чиновники предпочитают обходить их стороной.

Ораторами становятся

Одна из конференций, прошедшая недавно в Астане, наверняка надолго запомнится ее участникам: вместо привычных трибун и президиумов спикерам было предложено выступать, сидя в удобных креслах без столов. «И хотя соорганизаторы конференции — представители НДП «Нур Отан» — очень сопротивлялись этому, мы смогли их переубедить, — рассказывает г-жа Муканова. — В итоге аудитория получила огромное удовольствие, потому что все говорящие были очень доступны и открыты».

Страх остаться один на один с аудиторией — не единственный у представителей власти и бизнеса, которым по долгу службы приходится целыми днями «вещать» перед публикой. Г-жа Муканова, как тренер по ораторскому искусству, знает о таких страхах не понаслышке:

— По результатам многочисленных тренингов я пришла к выводам, что быть свободными людям мешает прежде всего страх оценки. А у нас ведь привыкли всегда всех оценивать, это характерно для нашего общества. Далее идет страх сделать или сказать что-то неправильно или неверно, совершить ошибку, в результате чего человек просто боится выходить к аудитории. Если он вынужден выступить публично, то использует множество элементов, которыми пытается защищаться — папки, трибуны, столы. Естественно, эти барьеры аудиторией очень четко считываются, и уже на этом этапе снижается уровень доверия к выступающему. Зачастую оратор начинает теряться за своей презентацией, зависеть от своих слайдов. В итоге его речь неубедительна, ему могут и не поверить.

Бокенбай Хайруллин, шеф алматинского тренинг-центра «Оратор», работающего по методике и лицензии московского Университета риторики и ораторского искусства, уверен, что слабое место многих отечественных политиков — это отсутствие эмоций, что также снижает градус восприятия речи. Это легко проследить по телевизионным выступлениям чиновников разного ранга, намекает тренер. «Такая неэмоциональная речь, когда говорят практически «на автомате», оставляет некую недосказанность, обнажает недостаток идей, и тогда сложно дать оценку аргументации».

— Ведь что такое лидер? Настоящий лидер, будь то топ-менеджер компании, продвинутый политик или работник акимата — это человек, который способен внятно донести до рядового обывателя свои идеи, — рассказывает г-н Хайруллин. — Как руководитель может мотивировать своих подчиненных? Воспользовавшись словом. А если он не имеет таких навыков, нужно учиться. Ораторами не рождаются, ораторами становятся.

В алматинском тренинг-центре повышать энергетику и эмоциональность речи учат с помощью «английских» дебатов, которые отличаются острыми, аргументированными, краткими выступлениями спикеров. Их задача — собрать как можно больше голосов в зале, используя самые различные приемы, включая юмор. Г-жа Муканова в свою очередь твердо уверена, что большинству казахстанских селебрити не помешает пройти тренинги по презентационным навыкам — чтобы научиться защищать свои проекты и идеи, обосновывать их, работать с аудиторией. «В презентации важно не только правильно говорить, но и вкладывать в слова энергию, веру», — поясняет тренер.

Коучеры отмечают, что большую заинтересованность в курсах по ораторскому мастерству проявляют представители частных компаний: в основном это менеджеры среднего звена. По мнению г-на Хайруллина, вопрос вовсе не в финансах: «Мне кажется, бизнесмены в отличие от чиновников не стесняются признаваться в том, что им нужны такие знания; во-вторых, у них действительно есть желание развиваться», — рассуждает эксперт.

Словесные эквилибристы

Известный своими эксцентричными выступлениями депутат мажилиса Владимир Нехорошев, как выяснилось, оратором не родился. Мастер афоризмов и крылатых выражений свои спичи обязательно готовит заранее, руководствуясь «золотым» правилом оратора: лучшая импровизация — это хорошо продуманное выступление. По признанию парламентария, он тщательно прорабатывает тему, суть вопроса, целеполагание и интонацию. Всему этому народный избранник научился еще до того, как получил депутатский мандат.

— Техника публичного выступления — как, например, «перезагрузить» человека во время беседы, — все это давно пройдено, — делится мажилисмен. — Мне приходилось проходить курсы по ораторскому мастерству, когда только появились первые психологические тренинги. В свое время я даже сам возглавлял социально-психологическую лабораторию, мы ездили учиться в Прибалтику.

Г-н Нехорошев уверен, что без навыков публичных выступлений в политике делать нечего. «Для чего тогда — чтобы просто сидеть?» — задается вопросом мажилисмен. По его словам, он готов поделиться опытом со своими коллегами-депутатами и даже уже не раз рекомендовал им поработать над собой.

— Я им говорю, что свои мысли они излагают пулеметной дробью, и поэтому они не воспринимаются. А у нас это главная проблема — неумение доносить информацию, — рассуждает парламентарий. — Вот у японцев есть хорошая технология: они никогда не «спускают» директиву, они ее как бы роняют и ждут, когда она всплывет как идея масс. И тогда не надо никого убеждать, что надо делать именно так.

С чудесами словесной эквилибристики не знакомы не только в коридорах власти. Не умеют и рта раскрыть на публике, к примеру, отечественные спортсмены. Как рассказывает серебряный призер олимпийских игр в Ванкувере-2010 Елена Хрусталева, в искусстве публичных выступлений она старается ориентироваться на своих российских коллег:

— Я подсматривала, как дает интервью красноярский биатлонист, призер Олимпийских игр Павел Растовцев. Он делает это спокойно, лаконично, размеренно. Мне нравилось, как он ведет себя на публике, как строит свою речь. Это один из лучших ораторов в спорте. Я поняла, что мне есть чему поучиться, но, как обычно, на это не хватало времени. А тут так вышло, что я услышала рекламу курсов по радио, которые мне реально помогли.

— Я знала, что в моей речи много недостатков, и, как говорится, нет предела совершенству, — рассказывает г-жа Хрусталева. — Я никогда не боялась журналистов, телевидения, но в том, как я говорила, многое меня смущало. Одна из проблем в том, что я говорю достаточно быстро и без пауз. Естественно, речь улавливается плохо, информация теряется, не доходит до собеседника. Только после тренинга я научилась вставлять паузы, чтобы люди могли «переварить» мою информацию, научилась структурировать свои выступления, расставлять акценты, где-то повышать, где-то понижать интонацию.

Роль собеседника

По мнению Ербола Исмаилова, директора компании «ОСК media», занимающейся консалтингом в сфере стратегических коммуникаций, курсы для людей публичных профессий не должны иметь узкой направленности и зацикливаться только на занятиях по ораторскому искусству.

— Мы делаем полную имиджевую диагностику компании, с которой работаем, проводим репутационный аудит и затем предоставляем рекомендации по корректировке. Как правило, возникает необходимость работать непосредственно с топ-менеджерами компании: у многих из них есть пробелы в работе с коммуникациями, как внутренними, так и внешними, — делится опытом г-н Исмаилов. — Это руководители, которые получают назначение и сталкиваются с потребностью выступать перед акционерами, перед общественностью, перед НПО, перед журналистами.

Г-н Исмаилов считает, что недостаточные communication skills демонстрирует прежде всего молодая когорта чиновников-управленцев. Причина — в отсутствии опыта работы на производстве. Новоиспеченные менеджеры высшего звена не владеют профессиональным вокабуляром. «Таких можно встретить среди молодых вице-министров, ответственных секретарей министерств: нет элементарной практики, хорошего знания предмета и объекта, о котором ты говоришь», — считает г-н Исмаилов. Знаковым исключением, на его взгляд, является 30-летний заместитель министра торговли и экономического развития Куандык Бишимбаев, имеющий и хорошее академическое образование, и большой проектный опыт, и достаточный стаж работы на госслужбе. Говоря о лучших собеседниках среди государственных топ-менеджеров, г-н Исмаилов называет председателя правления НАК «Казатомпром» Владимира Школьника и главу ФНБ «Самрук-Казына» Кайрата Келимбетова.

— Важно держать ситуацию не под своим контролем, а в обзоре своего видения, и вести роль не интервьюируемого, а роль собеседника, — советует глава компании «ОСК media».

Г-жа Муканова выразительным оратором считает председателя правления страховой компании «Лондон — Алматы» Ергали Бегимбетова. «Среди спикеров на конференции по развитию человеческого капитала его выступления отличались свободой в высказываниях и поведении, он не зависел от своих презентаций», — рассказывает тренер. Коучеры убеждены, что за каждым успешным выступлением стоит упорный труд над собой и что каждый может научиться мастерству общения. А те, кто всегда на виду, просто обязаны сделать это. По словам Бокенбая Хайруллина, он не раз отправлял предложение в Академию государственного управления при Президенте — включить в общий обучающий курс тренинги по искусству публичных выступлений, но пока тщетно.

— Я не имел никакого отношения к журналистике, к PR, я обычный прокурор, — рассказывает официальный представитель Генеральной прокуратуры Нурдаулет Суиндиков. — Чуть меньше года назад меня вызвали к руководству и сказали, что я буду представлять прокуратуру. Не было никакой подготовки, предварительной беседы. Самое трудное в этой работе для меня — это непредсказуемость представителей СМИ. Но пока я выступаю как могу, и никаких замечаний ни от руководства, ни от ваших коллег не поступало. Если моя работа удовлетворяет обе стороны, то я не вижу оснований, чтобы работать над собой, — демонстрирует г-н Суиндиков точку зрения, свойственную большинству казахстанских чиновников.

Автор статьи: Мадина Иманалиева, Астана

Статья опубликована в Online-журнале «Фокус»

Расписание университета
2007 — 2024
Университет риторики
и ораторского мастерства
+7 (495) 543-81-48

Dengan menggunakan situs ini saya menyetujui ketentuan penggunaan situs dan kebijakan privasi data